Наукові статті кафедри ЕП та АПУ
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Наукові статті кафедри ЕП та АПУ by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 57
Results Per Page
Sort Options
Item Дослідження явища транспортного запізнювання у пневмотранспортній системі сипких матеріалів(Кременчуцький національний університет імені Михайла Остроградського, 2018) Назарова, Олена Сергіївна; Бондаренко, Валерій Іванович; Мелешко, Ірина Анатоліївна; Nazarova, Olena S.; Bondarenko, Valerii I.; Meleshko, Iryna A.; Назарова, Елена Сергеевна; Бондаренко, Валерий Иванович; Мелешко, Ирина АнатольевнаUK: У пневмотранспортних системах (ПТС) на час транспортного запізнювання впливає досить велика кількість електромеханічних параметрів. Тому з метою вивчення цього явища проведено пасивний експеримент на виробничому обладнанні. На ділянці пневмотраси від камерного живильника до прийомного бункера встановлено два манометра, за допомогою яких проведено вимірювання тиску на вході і виході цієї ділянки. Визначено величину падіння тиску і час реакції системи на ці зміни. Розраховано швидкість суміші повітря з глиноземом, яка забезпечить мінімальний робочий тиск у системі, необхідний для уникнення завалів. Отримані дані можна використовувати при розробці системи автоматичного керування ПТС для мінімізації впливу транспортного запізнювання на перехідні процеси ПТС, підвищення енергоефективності системи і зменшення матеріальних витрат, пов’язаних із усуненням завалів. EN: In pneumatic conveying systems (PTS), a sufficiently large number of electromechanical parameters influence the time of transport delay. Therefore, in order to study this phenomenon, a passive experiment was carried out on production equipment. Two pressure gauges were installed on the section of the pneumatic line from the chamber feeder to the receiving hopper, by which the pressure at the inlet and outlet of this section was measured. The magnitude of the pressure drop and the response time of the system to these changes are determined. The velocity of the mixture of air with alumina is calculated, which will provide the minimum operating pressure in the system necessary to avoid blockages. The data obtained can be used to develop an automatic PTS control system to minimize the impact of transport delays on PTS transients, improve system energy efficiency, and reduce material costs associated with eliminating blockages. RU: В пневмотранспортных системах (ПТС) на время транспортного запаздывания влияет достаточно большое количество электромеханических параметров. Поэтому в целях изучения этого явления проведено пассивный эксперимент на прои-бничому оборудовании. На участке пневмотрасы от камерного питателя к приемного бункера установлены два манометра, с помощью которых проведены измерения давления на входе и выходе этого участка. Определены ве-личину падения давления и время реакции системы на эти изменения. Рассчитано скорость смеси воздуха с глиноземом, которая обеспечит минимальный рабочее давление в системе, необходимое для избежания завалов. Полученные данные можно ис-пользовать при разработке системы автоматического управления ПТС для минимизации влияния транспортного запиз-нювання на переходные процессы ПТС, повышение энергоэффективности системы и уменьшения материальных затрат, связанных с устранением завалов.Item Особливості вимірювання вологості сипких матеріалів у пневмотранспортних системах(Івано-Франківський національний технічний університет нафти і газу, 2019) Назарова, Олена Сергіївна; Бондаренко, Валерій Іванович; Мелешко, Ірина Анатоліївна; Nazarova, Olena S.; Bondarenko, Valerii I.; Meleshko, Iryna A.; Назарова, Елена Сергеевна; Бондаренко, Валерий Иванович; Мелешко, Ирина АнатольевнаUK: Стаття присвячена питанням вивчення особливостей та доцільності вимірювання вологості стисненого повітря при транспортуванні сипких матеріалів для запобігання виникненню завалів в пневмотранспортних системах. EN: The article is devoted to the problems of studying the features and expediency of measuring the humidity of compressed air in the transport of bulk materials to prevent the occurrence of blockages in pneumatic transport systems. RU: Статья посвящена вопросам изучения особенностей и целесообразности измерения влажности сжатого воздуха при транспортировке сыпучих материалов для предотвращения возникновения завалов в пневмотранспортных системах.Item Обґрунтування застосування чотириприводної силової установки для електричних транспортних засобів(Луцький національний технічний університет, 2019) Назарова, Олена Сергіївна; Осадчий, Володимир Володимирович; Брилистий, Віктор Вікторович; Nazarova, Olena S.; Osadchyy, Volodymyr V.; Brylystyi, Viktor V.; Назарова, Елена Сергеевна; Осадчий, Владимир Владимирович; Брылистый, Виктор ВикторовичUK: Одним з основних завдань розвитку електричного транспортного засобу є збільшення пробігу без підзарядки і поліпшення показників керованості і маневреності, а також безпеки пасажирів і умов перевезення вантажу. Збільшення пробігу може бути досягнуто як за рахунок вдосконалення акумуляторної батареї, так і шляхом підвищення енергоефективності електроприводу. Метою роботи є підвищення керованості транспортного засобу шляхом застосування чотириприводної установки, що дозволяє перерозподіляти крутний момент між приводними колесами. Проаналізовано тенденції розвитку сучасних електромобілів. На підставі проведеного аналізу, доведено доцільність застосування чотириприводної силової установки в сучасному електромобілі і розробки для даного типу силової установки системи автоматичного керування розподілом крутного моменту. EN: One of the main tasks for the development of an electric vehicle is to increase the mileage without recharging and to improve the handling and maneuverability, as well as the safety of passengers and the conditions of cargo transportation. Increased mileage can be achieved both by improving the battery and by improving the energy efficiency of the drive. The purpose of the work is to increase the steering of the vehicle through the use of four-wheel drive, which allows you to redistribute torque between the drive wheels. Trends in the development of modern electric vehicles are analyzed. Based on the analysis, the feasibility of using a four-drive power plant in a modern electric vehicle and development for this type of power plant, a system for automatic control of torque distribution was proved. RU: Одной из основных задач развития электрического транспортного средства является увеличение пробега без подзарядки и улучшения показателей управляемости и маневренности, а также безопасности пассажиров и условий перевозки груза. Увеличение пробега может быть достигнуто как за счет совершенствования аккумуляторной батареи, так и путем повышения энергоэффективности электропривода. Целью работы является повышение управляемости транспортного средства путем применения четырехприводной установки, позволяет перераспределять крутящий момент между приводными колесами. Проанализированы тенденции развития современных электромобилей. На основании проведенного анализа, доказана целесообразность применения четырехприводной силовой установки в современном электромобиле и разработки для данного типа силовой установки системы автоматического управления распределением крутящего момента.Item Визначення точності метода ідентифікації ступеня завантаження двошвидкісного ліфта(Івано-Франківський національний технічний університет нафти і газу, 2019) Назарова, Олена Сергіївна; Осадчий, Володимир Володимирович; Шульженко, Сергій Сергійович; Nazarova, Olena S.; Osadchyy, Volodymyr V.; Shulzhenko, Sergii S.; Назарова, Елена Сергеевна; Осадчий, Владимир Владимирович; Шульженко, Сергей СергеевичUK: Стаття присвячена питанням підвищення точності позиціювання двошвидкісного ліфта з використанням розробленого методу ідентифікації його ступеня завантаження. EN: The article is devoted to the issues of improving the accuracy of positioning of a two-speed elevator using the developed method of identification of its loading rate. RU: Статья посвящена вопросам повышения точности позиционирования двухскоростного лифта с использованием разработанного метода идентификации его степени загрузки.Item Моделювання електромеханічних процесів взаємопов'язаних багатомасових систем(журнал "Энергия", 2019) Назарова, Олена Сергіївна; Nazarova, Olena S.; Назарова, Елена СергеевнаUK: У статті описані математична і комп'ютерна моделі електромеханічних процесів взаємопов'язаних багатомасових систем з урахуванням пружних зв'язків першого і другого роду на прикладі електромеханічних систем станів холодної прокатки (СХП). Результати моделювання показали, що ці моделі можуть бути використані при модернізації існуючих і проектуванні нових систем автоматичного керування (САУ) електроприводами взаємопов'язаних багатомасових систем. EN: The article describes the mathematical and computer models of the electromechanical processes of interconnected multi-mass systems, taking into account the elastic connections of the first and sec-ond kind on the example of electromechanical systems of cold rolling mills (CRM). The simulation results showed that these models can be used to upgrade existing and design new automatic control systems (ACS) for electric drives of interconnected multi-mass systems. RU: В статье описаны математическая и компьютерная модели электромеханических процессов взаимосвязанных многомассовых систем с учетом упругих связей первого и второго рода на примере электромеханических систем станов холодной прокатки (СХП). Результаты моделирования показали, что эти модели могут быть использованы при модернизации существующих и проектировании новых систем автоматического управления (САУ) электроприводами взаимосвязанных многомассовых систем.Item Система автоматичного керування двомасовим позиційним електроприводом(Луцький національний технічний університет, 2019) Назарова, Олена Сергіївна; Осадчий, Володимир Володимирович; Олєйніков, Микола Олександрович; Nazarova, Olena S.; Osadchyy, Volodymyr V.; Oleinikov, Mykola O.; Назарова, Елена Сергеевна; Осадчий, Владимир Владимирович; Олейников, Николай АлександровичUK: Безперервне вдосконалення технологічних процесів призводить до необхідності розробки машин і агрегатів, до яких пред'являються нові вимоги щодо експлуатаційних характеристик. Необхідність регулювання положення виконавчих позиційних механізмів виникає в підйомно-транспортних машинах, верстатах, маніпуляторах і металургійних агрегатах. Основна вимога, яка пред'являється до досліджуваних електроприводів, полягає в забезпеченні необхідної точності установки механізму в задану точку простору та в забезпеченні необхідного характеру руху робочого органу. Це робить актуальним завдання розробки та оптимізації систем автоматичного керування механізмами позиціювання. EN: Continuous improvement of technological processes leads to the need to develop machines and units, which are subject to new requirements for performance characteristics. The need to regulate the position of the actuating positioning mechanisms arises in the lifting and transport of machinery, machine tools, manipulators and metallurgical units. The main requirement, which is imposed on the considered electric drives, is to ensure the required accuracy of installation of the mechanism at a given point in space and to ensure the necessary nature of the movement of the working body. This makes the task of developing and optimizing automatic control systems for positioning mechanisms relevant. RU: Непрерывное совершенствование технологических процессов приводит к необходимости разработки машин и агрегатов, к которым предъявляются новые требования по эксплуатационным характеристикам. Необходимость регулирования положения исполнительных позиционных механизмов возникает в подъемно-транспортных машинах, станках, манипуляторах и металлургических агрегатах. Основное требование, которое предъявляется к рассматриваемым электроприводам, заключается в обеспечении требуемой точности установки механизма в заданную точку пространства и в обеспечении необходимого характера движения рабочего органа. Это делает актуальной задачу разработки и оптимизации систем автоматического управления механизмами позиционирования.Item Комп’ютерне моделювання багатомасових електромеханчних систем(CEUR Workshop Proceedings, 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Nazarova, Olena S.; Назарова, Елена СергеевнаUK: Установки та агрегати промислових технологій - це переважно багатомасові електромеханічні системи, що мають ряд особливостей, таких як демпфуюче тертя, пружна муфта, зазор та інші. Стаття присвячена комп'ютерному моделюванню багатомасових електромеханічних систем з урахуванням пружних зв’язків першого та другого роду на прикладі електромеханічних систем станів холодної прокатки. Порівняння отриманих під час моделювання електромеханічних процесів з даними моніторингу реального обладнання підтвердило їх адекватність (відносна похибка моделювання не перевищує 9%), що дозволяє використовувати ці моделі при модернізації існуючих та проектуванні нових автоматичних систем керування електричними приводами багатомасових електромеханічних систем. EN: Industrial process plants and units are mostly multi-mass electromechanical systems with a number of features such as damping friction, elastic coupling, clearance and others. The article is devoted to computer modeling of multi-mass electromechanical systems taking into account elastic bonds of the first and second kind on the example of electromechanical systems of cold rolling mills. A comparison of the electromechanical processes obtained during the simulation with the monitoring data of real equipment confirmed their adequacy (the relative modeling error does not exceed 9%), that allows to use these models at modernization of existing and designing of new automatic control systems of electric drives of multi-mass electromechanical systems. RU: Установки и агрегаты промышленных технологий - это преимущественно многомассовые электромеханические системы, которые имеют ряд особенностей, таких как демпфирующие трения, упругая муфта, зазор и другие. Статья посвящена компьютерному моделированию многомассовых электромеханических систем с учетом упругих связей первого и второго рода на примере электромеханических систем станов холодной прокатки. Сравнение полученных при моделировании электромеханических процессов данным мониторинга реального оборудования подтвердило их адекватность (относительная погрешность моделирования не превышает 9%), что позволяет использовать эти модели при модернизации существующих и проектировании новых автоматических систем управления электрическими приводами многомассовых электромеханических систем.Item Фізичне і комп’ютерне моделювання системи автоматичного керування позиційного електропривода двомасової системи(НУ «Запорізька політехніка», 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Осадчий, Володимир Володимирович; Олєйніков, Микола Олександрович; Nazarova, Olena S.; Osadchyy, Volodymyr V.; Oleinikov, Mykola O.; Назарова, Елена Сергеевна; Осадчий, Владимир Владимирович; Олейников, Николай АлександровичUK: Розроблена імітаційна модель позиційного приводу разом зі стендом може використовуватись при дослідженні замкнутих двомасових систем електроприводу постійного струму з мікропроцесорним керуванням. Використання математичної моделі при практичному методі пошуку значень коефіцієнтів ПІД-регулятора скорочує час пошуку та зменшує ризики пошкодження реального обладнання у процесі налагодження. EN: The developed simulation model of the positional drive together with the stand can be used in the study of closed two-mass systems of DC electric drive with microprocessor control. The use of a mathematical model in the practical method of searching for the values of the coefficients of the PID controller reduces the search time and reduces the risk of damage to real equipment during debugging. RU: Разработанная имитационная модель позиционного привода вместе со стендом может использоваться при исследовании замкнутых двухмассовых систем электропривода постоянного тока с микропроцессорным управлением. Использование математической модели при практическом методе поиска значений коэффициентов ПИД-регулятора сокращает время поиска и уменьшает риски повреждения реального оборудования в процессе отладки.Item Laboratory stand with wireless interface for study of automatic control systems of dc electric drive(Національний університет «Запорізька політехніка», 2020) Кулинич, Едуард Михайлович; Назарова, Олена Сергіївна; Гончаров, Дмитро Вікторович; Чернишев, Сергій Геннадійович; Kulynych, Eduard M.; Nazarova, Olena S.; Goncharov, Dmytro V.; Chernyshev, Sergii G.; Кулинич, Эдуард Михайлович; Назарова, Елена Сергеевна; Гончаров, Дмитрий Викторович; Чернышев, Сергей ГеннадиевичUK: Двигуни постійного струму використовуються в багатьох галузях промисловості, вивчаються в більшості освітніх програм у галузі "Електротехніка", а також за спеціальностями "Автоматизація та комп'ютерно-інтегровані технології", тому існує потреба у розробці лабораторного стенду для вивчення та досліджень автоматичних систем управління (АСУ) електроприводу постійного струму з урахуванням сучасних ІТ-технологій передачі та обробки даних. EN: DC motors are used in many industries, are studied in most educational programs in the field of "Electrical Engineering", as well as specialties "Automation and computer-integrated technologies", so there is the need to develop a laboratory bench for studying and research of automatic control systems (ACS) of DC electric drive, taking into account modern IT-technologies of data transmission and processing. RU: Двигатели постоянного тока используются во многих отраслях промышленности, изучаются по большинству образовательных программ по направлению «Электротехника», а также по специальностям «Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии», поэтому существует необходимость в разработке лабораторного стенда для обучения и исследований. систем автоматического управления (САУ) электропривода постоянного тока с учетом современных IT-технологий передачи и обработки данных.Item Огляд систем автоматичного керування технологічними об’єктами з транспортним запізнюванням(НУ «Запорізька політехніка», 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Мелешко, Ірина Анатоліївна; Nazarova, Olena S.; Meleshko, Iryna A.; Назарова, Елена Сергеевна; Мелешко, Ирина АнатольевнаUK: При побудові систем автоматичного керування для процесів, яким властиве транспортне запізнювання, необхідно враховувати, що запізнювання стає одним з головних факторів, який визначає структуру системи керування, так як істотно впливає на стійкість і якість перехідних процесів у замкненій системі. EN: When building automatic control systems for processes characterized by transport delays, it should be borne in mind that delays become one of the main factors determining the structure of the control system, as it significantly affects the stability and quality of transients in a closed system. RU: При построении систем автоматического управления для процессов, которым свойственно транспортное запаздывание, необходимо учитывать, что запаздывание становится одним из главных факторов, который определяет структуру системы управления, так как существенно влияет на устойчивость и качество переходных процессов в замкнутой системе.Item Height adjustment of the cabin stop of the two-speed elevator according to the load identification method(Національний університет «Запорізька політехніка», 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Осадчий, Володимир Володимирович; Шульженко, Сергій Сергійович; Nazarova, Olena S.; Osadchyy, Volodymyr V.; Shulzhenko, Sergii S.; Назарова, Елена Сергеевна; Осадчий, Владимир Владимирович; Шульженко, Сергей СергеевичUK: Сучасні ліфти оснащені високотехнологічним обладнанням, що забезпечує комфорт міжповерхового пересування та високу безпеку. Плавність досягається завдяки використанню перетворювачів частоти в системах управління ліфтом. Водночас досить великий відсоток ліфтів, що експлуатуються в Україні, використовують звичайні двошвидкісні асинхронні двигуни та застарілу систему управління. Саме тому вдосконалення систем управління та заміна застарілого обладнання на нове для забезпечення безпечного міжповерхового транспортування є актуальним для України. EN: Modern elevators are equipped with high-tech equipment that provides comfort of interfloor movement and high safety. Smoothness is achieved through, the use of frequency converters in elevator control systems. At the same time, a fairly large percentage of elevators operated in Ukraine use conventional two-speed asynchronous motors and outdated control system. That is why the improvement of control systems and replacement of obsolete equipment with new ones, to ensure safe inter-floor transportation, is relevant for Ukraine. RU: Современные лифты оснащены высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающим комфорт межэтажного передвижения и высокую безопасность. Плавность достигается за счет использования преобразователей частоты в системах управления лифтами. В то же время довольно большой процент эксплуатируемых в Украине лифтов используют обычные двухскоростные асинхронные двигатели и устаревшую систему управления. Поэтому для Украины актуально совершенствование систем управления и замена устаревшего оборудования на новое для обеспечения безопасности межэтажных перевозок.Item Опис технологічного процесу приготування бетонної суміші на ПАТ «Запоріжсталь»(НУ «Запорізька політехніка», 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Яцун, Олег Олександрович; Nazarova, Olena S.; Yatsun, Oleg O.; Назарова, Елена Сергеевна; Яцун, Олег АлександровичUK: Більшість компресорних установок, компресорних агрегатів використовує нерегульований електропривод, що призводить до зайвих витрат електроенергії. Тому актуальним є розробка та впровадження систем автоматичного управління, що дозволить знизити енерговитрати виробництва бетонної суміші. EN: Most compressor units, compressor units use an unregulated electric drive, which leads to unnecessary electricity consumption. Therefore, it is important to develop and implement automatic control systems that will reduce energy consumption of concrete mix production. RU: Большинство компрессорных установок, компрессорных агрегатов использует нерегулируемый электропривод, что приводит к лишним затратам электроэнергии. Поэтому актуальным является разработка и внедрение систем автоматического управления, что позволит снизить энергозатраты производства бетонной смеси.Item Процес обробки виробу на поздовжньо-стругальному верстаті(НУ «Запорізька політехніка», 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Горецька, Алла Євгенівна; Nazarova, Olena S.; Goretska, Alla Ye.; Назарова, Елена Сергеевна; Горецкая, Алла ЕвгеньевнаUK: Процес обробки виробу на поздовжньо-стругальному верстаті складається з послідовно повторюваних циклів. Кожен з них включає в себе прямий, тобто робочий хід і зворотній. Для підвищення продуктивності верстата необхідно скоротити непродуктивний час руху. Зворотній хід здійснювати на підвищеній швидкості, а пуско-гальмівні режими при реверсі –допустимо мінімальної тривалості. Привід повинен бути керованим по швидкості. EN: The process of processing the product on a longitudinal planing machine consists of sequentially repeated cycles. Each of them includes direct, ie working stroke and reverse. To increase the productivity of the machine it is necessary to reduce unproductive travel time. Reverse travel at high speed, and start-brake modes in reverse - allowable minimum duration. The drive must be speed controlled. RU: Процесс обработки изделия на продольно-строгальный станок состоит из последовательно повторяющихся циклов. Каждый из них включает в себя прямой, то есть рабочий ход и обратной. Для повышения производительности станка необходимо сократить непродуктивное время движения. Обратный ход осуществлять на повышенной скорости, а пуско-тормозные режимы при реверсе -допустимо минимальной продолжительности. Привод должен быть управляемым по скорости.Item Дослідження двомасової системи електропривода кліті стана холодної прокатки з урахуванням нелінійності пружної передачі(Луцький НТУ, 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Лукьянов, Владислав Вадимович; Шевченко, Валерія Олександрівна; Nazarova, Olena S.; Lukianov, Vladyslav V.; Shevchenko, Valeriia O.; Назарова, Елена Сергеевна; Лукьянов, Владислав Вадимович; Шевченко, Валерия АлександровнаUK: Враховуючи постійно зростаючі вимоги до якості готової продукції, а також світові тенденції розвитку металургії, на комбінаті «Запоріжсталь» постійно проводяться модернізації обладнання та вдосконалення технологічних процесів. Це дозволяє забезпечити виробництво продукції у повній відповідності з вимогами національних стандартів та успішно конкурувати з провідними металовиробниками на світовому ринку. Зроблено аналіз технологічних особливостей реверсивного стана холодної прокатки, проведено вибір потужності електродвигуна кліті і перевірку за нагрівом, змодельовано двомасову систему електропривода кліті у пакеті Matlab, розроблено імітаційну модель, досліджено на моделі електромеханічні процеси з урахуванням нелінійності у пружній передачі. EN: Taking into account the constantly growing requirements for the quality of finished products, as well as global trends in the development of metallurgy, the Zaporizhstal plant is constantly modernizing equipment and improving technological processes. This allows us to ensure the production of products in full compliance with the requirements of national standards and successfully compete with leading metal manufacturers in the world market. An analysis of the technological features of a reversing cold rolling mill is made, the power of the stand electric motor is selected and the heating is checked, a two-mass stand electric drive system is simulated in the Matlab package, a simulation model is developed, and electromechanical processes are investigated on the model taking into account the nonlinearity of elastic transmission. RU: Учитывая постоянно растущие требования к качеству готовой продукции, а также мировые тенденции развития металлургии, на комбинате «Запорожсталь» постоянно проводятся модернизации оборудования и совершенствования технологических процессов. Это позволяет обеспечить производство продукции в полном соответствии с требованиями национальных стандартов и успешно конкурировать с ведущими металлопроизводителями на мировом рынке. Сделан анализ технологических особенностей реверсивного стана холодной прокатки, проведен выбор мощности электродвигателя клети и проверку по нагреву, смоделирована двухмассовая система электропривода клети в пакете Matlab, разработана имитационная модель, исследованы на модели электромеханические процессы с учетом нелинейности упругой передачи.Item Моделювання особливостей виникнення завалів пневмотранспортних систем(РАН Журнал "Энергия", 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Мелешко, Ірина Анатоліївна; Nazarova, Olena S.; Meleshko, Iryna A.; Назарова, Елена Сергеевна; Мелешко, Ирина АнатольевнаUK: З огляду на витрати електроенергії і обсяги виробництва при пневмотранспортуванні сипких матеріалів, актуальним є зниження витрати стисненого повітря, облік при розробці систем автоматичного управління втрати тиску, що впливає на виникнення завалів, на виході пневмотрасси. Розроблено моделі електроприводу пневмотранспортної системи, отримані графіки електромеханічних процесів, що підтверджують її адекватність. Використання названих моделей дозволить заощадити час і кошти на проведення попередніх експериментів при розробці нових і модернізації існуючих пневмотранспортних систем. EN: Considering the cost of electricity and production volumes during pneumatic transportation of bulk materials, it is relevant to reduce the consumption of compressed air, to take into account when developing automatic control systems, the pressure loss affecting the occurrence of blockages at the outlet of the pneumatic line. Models of an electric drive of a pneumatic transport system have been developed, graphs of electromechanical processes have been obtained, confirming its adequacy. The use of these models will save time and money for preliminary experiments in the development of new and modernization of existing pneumatic transport systems. RU: Учитывая затраты электроэнергии и объемы производства при пневмотранспортировке сыпучих материалов, актуальным является снижение расхода сжатого воздуха, учет при разработке систем автоматического управления потери давления, влияющей на возникновения завалов, на выходе пневмотрассы. Разработаны модели электропривода пневмотранспортной системы, получены графики электромеханических процессов, подтверждающие её адекватность. Использование названых моделей позволит сэкономить время и средства на проведение предварительных экспериментов при разработке новых и модернизации существующих пневмотранспортных систем.Item Комп’ютерне моделювання динаміки розгону чотириприводного електричного транспортного засобу(НУ «Запорізька політехніка», 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Осадчий, Володимир Володимирович; Брилистий, Віктор Вікторович; Nazarova, Olena S.; Osadchyy, Volodymyr V.; Brylystyi, Viktor V.; Назарова, Елена Сергеевна; Осадчий, Владимир Владимирович; Брылистый, Виктор ВикторовичUK: На основі математичного опису, а також аналізу джерел, розроблена комп’ютерна модель автоматизованої системи керування електричного транспортного засобу, яка враховує: перерозподіл сил, що діють на нього в динаміці, завдяки знанню положення центру мас; протибуксувальну підсистему, яка обмежує заданий момент гранично-допустимим, завдяки знанню коефіцієнта тертя з поверхнею. Всі параметри електричного транспортного засобу аналогічні Tesla Model 3. EN: Based on the mathematical description, as well as the analysis of sources, a computer model of the automated control system of the electric vehicle is developed, which takes into account: redistribution of forces acting on it in dynamics, due to knowledge of the center of mass; anti-slip subsystem, which limits the specified torque to the maximum allowable, due to knowledge of the coefficient of friction with the surface. All parameters of the electric vehicle are similar to Tesla Model 3. RU: На основе математического описания, а также анализа источников, разработана компьютерная модель автоматизированной системы управления электрического транспортного средства, которая учитывает: перераспределение сил, действующих на него в динамике, благодаря знанию положение центра масс; противобуксовочную подсистему, которая ограничивает заданный момент предельно допустимым, благодаря знанию коэффициента трения с поверхностью. Все параметры электрического транспортного средства аналогичные Tesla Model 3.Item Визначення точності ідентифікації ступеня завантаження двошвидкісного ліфта(Луцький НТУ, 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Осадчий, Володимир Володимирович; Шульженко, Сергій Сергійович; Nazarova, Olena S.; Osadchyy, Volodymyr V.; Shulzhenko, Sergii S.; Назарова, Елена Сергеевна; Осадчий, Владимир Владимирович; Шульженко, Сергей СергеевичUK: Стаття присвячена питанням підвищення точності позиціювання двошвидкісного ліфта з використанням розробленого методу ідентифікації його ступеня завантаження. EN: The article is devoted to the issues of improving the accuracy of positioning of a two-speed elevator using the developed method of identification of its loading rate. RU: Статья посвящена вопросам повышения точности позиционирования двухскоростного лифта с использованием разработанного метода идентификации его степени загрузки.Item Computer simulation of electric vehicle acceleration processes with different positions of the mass center(Національний університет «Запорізька політехніка», 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Осадчий, Володимир Володимирович; Брилистий, Віктор Вікторович; Nazarova, Olena S.; Osadchyy, Volodymyr V.; Brylystyi, Viktor V.; Назарова, Елена Сергеевна; Осадчий, Владимир Владимирович; Брылистый, Виктор ВикторовичUK: У зв'язку з електрифікацією сучасних транспортних засобів зростає роль електроприводу як основного рушія. В умовах підвищення вимог до безпеки, керованості і енергоефективності транспортного засобу на електротязі, актуальним при розробці системи автоматичного керування є врахування динамічних властивостей транспортного засобу в різних режимах їзди. В роботі досліджується вплив положення центру мас на перерозподіл сил при розгоні на прямолінійній ділянці дороги. Врахування положення центру мас в системі керування дозволяє перерозподіляти бажаний момент на колеса з кращим зчепленням з поверхнею, що підвищує безпеку і керованість транспортного засобу, а також мінімізує енергетичні витрати на колесах з гіршим зчепленням. Мета роботи - дослідити методом комп'ютерного моделювання вплив положення центру мас на динамку транспортного засобу з повним, заднім і переднім приводом. Математичний опис включає в себе аналітичні вирази перерозподілу реакцій опор для кожного з коліс, що дозволяє на їх основі провести комп'ютерне моделювання розгону електричного транспортного засобу на прямолінійній ділянці. Для зазначених типів приводів транспортних засобів розроблена комп'ютерна модель, що включає в системі автоматичного керування перерозподілу крутного моменту координати положення центру мас, що перетворюються на підставі аналітичних виразів в фізичні параметри системи. Проведено комп'ютерне моделювання розгону від нуля до ста км / год при повному натисканні на педаль акселератора для дев'яти різних положень центру мас і трьох типів приводу. Отримано дані про зміну прискорень, реакцій опор і обертаючих моментів коліс в процесі розгону при різних положеннях центру мас. На підставі отриманих результатів визначено найкращі з точки зору динаміки розгону на прямолінійній ділянці координати центру мас для кожного типу приводу. Розроблену комп'ютерну модель можна використовувати для дослідження динаміки електричного транспортного засобу при повороті, а також дослідити енергетичні показники у всіх динамічних режимах руху. EN: Due to the electrification of modern vehicles the role of the electric drive is growing as the main mover. In conditions of increasing requirements for the safety controllability and energy efficiency of a vehicle on electric traction, it is actual to take into account the dynamic properties of a vehicle in various driving modes when developing an automatic control system. In the work it is investigated the influence of the mass center position on the redistribution of forces during acceleration on a straight-line section. Taking into consideration the position of the mass center in the control system allows redistributing the desired moment to the wheels with better adhesion to the surface, which increases the safety and controllability of the vehicle, as well as minimizes energy costs on wheels with the worst adhesion. The aim of the work is to investigate the influence of the mass center position on the dynamics of a vehicle with full, rear and front wheel drive using computer simulation. The mathematical description includes analytical expressions for the redistribution of the support reactions for each of the wheels, which makes it possible, on their basis, to carry out computer simulation of the electric vehicle acceleration on a straight-line section. For the indicated types of vehicle drives, a computer model has been developed that includes, in the automatic control system for torque redistribution, the coordinates of the mass center position, which are converted on the basis of analytical expressions into the physical parameters of the system. Computer simulation of acceleration from zero to one hundred km/h with full pressing of the accelerator pedal for nine different positions of the mass center and three types of drive was carried out. Data were obtained on the change in accelerations, support reactions and torque of wheels during acceleration at various mass center positions. Based on the results obtained, the most preferable coordinates of the mass center for each type of drive from the point of view of the acceleration dynamics on a straight section were determined. The developed computer model can be used to study the dynamics of an electric vehicle when cornering, as well as to study energy indicators in all dynamic driving modes RU: В связи с электрификацией современных транспортных средств растет роль электропривода как основного движителя. В условиях повышения требований к безопасности, управляемости и энергоэффективности транспортного средства на электротяге, актуальным при разработке системы автоматического управления является учет динамических свойств транспортного средства в различных режимах езды. В работе исследуется влияние положения центра масс на перераспределение сил при разгоне на прямолинейном участке дороги. Учет положения центра масс в системе управления позволяет перераспределять желаемый момент на колеса с лучшим сцеплением с поверхностью, что повышает безопасность и управляемость транспортного средства, а также минимизирует энергетические затраты на колесах с худшим сцеплением. Цель работы – исследовать методом компьютерного моделирования влияние положения центра масс на динамку транспортного средства с полным, задним и передним приводом. Математическое описание включает в себя аналитические выражения перераспределения реакций опор для каждого из колес, что позволяет на их основе провести компьютерное моделирование разгона электрического транспортного средства на прямолинейном участке. Для указанных типов приводов транспортных средств разработана компьютерная модель, включающая в системе автоматического управления перераспределения крутящего момента координаты положения центра масс, преобразующиеся на основании аналитических выражений в физические параметры системы. Проведено компьютерное моделирование разгона от нуля до ста km/h при полном нажатии на педаль акселератора для девяти различных положений центра масс и трех типов привода. Получены данные об изменении ускорений, реакций опор и вращающих моментов колес в процессе разгона при различных положениях центра масс. На основании полученных результатов определены наиболее предпочтительные с точки зрения динамики разгона на прямолинейном участке координаты центра масс для каждого типа привода. Разработанную компьютерную модель можно использовать для исследования динамики электрического транспортного средства при повороте, а также исследовать энергетические показатели во всех динамических режимах движения.Item Вимірювання та корекція кутової швидкості при пошкодженні оптичної системи енкодера(Луцький НТУ, 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Осадчий, Володимир Володимирович; Олєйніков, Микола Олександрович; Nazarova, Olena S.; Osadchyy, Volodymyr V.; Oleinikov, Mykola O.; Назарова, Елена Сергеевна; Осадчий, Владимир Владимирович; Олейников, Николай АлександровичUK: Безперервне вдосконалення технологічних процесів призводить до необхідності розробки машин і агрегатів, до яких пред'являються нові вимоги щодо експлуатаційних характеристик. Необхідність регулювання положення виконавчих позиційних механізмів виникає в підйомно-транспортних машинах, верстатах, маніпуляторах і металургійних агрегатах. Основна вимога, яка пред'являється до досліджуваних електроприводів, полягає в забезпеченні необхідної точності установки механізму в задану точку простору та в забезпеченні необхідного характеру руху робочого органу. Це робить актуальним завдання розробки та оптимізації систем автоматичного керування механізмами позиціювання. EN: Continuous improvement of technological processes leads to the need to develop machines and units, which are subject to new requirements for performance characteristics. The need to regulate the position of the actuating positioning mechanisms arises in the lifting and transport of machinery, machine tools, manipulators and metallurgical units. The main requirement, which is imposed on the considered electric drives, is to ensure the required accuracy of installation of the mechanism at a given point in space and to ensure the necessary nature of the movement of the working body. This makes the task of developing and optimizing automatic control systems for positioning mechanisms relevant. RU: Непрерывное совершенствование технологических процессов приводит к необходимости разработки машин и агрегатов, к которым предъявляются новые требования по эксплуатационным характеристикам. Необходимость регулирования положения исполнительных позиционных механизмов возникает в подъемно-транспортных машинах, станках, манипуляторах и металлургических агрегатах. Основное требование, которое предъявляется к рассматриваемым электроприводам, заключается в обеспечении требуемой точности установки механизма в заданную точку пространства и в обеспечении необходимого характера движения рабочего органа. Это делает актуальной задачу разработки и оптимизации систем автоматического управления механизмами позиционирования.Item Лабораторний стенд з бездротовим інтерфейсом для дослідження електроприводу постійного струму(НУ «Запорізька політехніка», 2020) Кулинич, Едуард Михайлович; Назарова, Олена Сергіївна; Гончаров, Дмитро Вікторович; Чернишев, Сергій Геннадійович; Kulynych, Eduard M.; Nazarova, Olena S.; Goncharov, Dmytro V.; Chernyshev, Sergii G.; Кулинич, Эдуард Михайлович; Назарова, Елена Сергеевна; Гончаров, Дмитрий Викторович; Чернышев, Сергей ГеннадиевичUK: Розроблено модель схеми керування ДПС з реверсивним обертанням. Розроблено лабораторний стенд з бездротовим інтерфейсом для вивчення роботи ДПС та проведення досліджень замкненої системи автоматичного керування ДПС зі зворотнім зв’язком за ЕРС та ПІД регулятором. EN: A model of the control circuit of a DC motor with reversible rotation has been developed. A laboratory stand with a wireless interface has been developed to study the operation of a DC motor and conduct research on a closed system of automatic control of a DC motor with feedback on the EMF and PID controller. Разработана модель схемы управления двигателем постоянного тока с реверсивным вращением. RU: Разработан лабораторный стенд с беспроводным интерфейсом для изучения работы ДПТ и проведения исследований замкнутой системы автоматического управления ДПТ с обратной связью по ЭДС и ПИД-регулятором.
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »