Ткаченко, Алла МихайлівнаTkachenko, Alla M.Ткаченко, Алла МихайловнаДробецька, Т.ОDrobetska, T.OДробецька, Т.О.2020-10-132020-10-132015http://eir.zntu.edu.ua/handle/123456789/6487Ткаченко А. М. Бенчмаркінг – альтернативний метод стратегічного планування / А. М. Ткаченко, Т. О. Дробецька // Вісник Хмельницького національного університету: науковий журнал. - Хмельницький, 2015. - Т. 2 (224). – № 3. - C. 139-143.UA: Бенчмаркінг є корисним інструментом, особливо в ситуації, коли необхідно переглянути внутрішню ефективність діяльності підприємства і визначити нові пріоритети діяльності. У статті розглянуто сутність, етапи розвитку та види бенчмаркінгу визначено основні етапи проведення бенчмаркінгу. EN: The search of ways and reserves of profitability and competitiveness increasing is the main term of the enterprise effective functioning in a market economy. In terms of modern marketing and management practice the benchmarking is one of the newest approaches to the enterprise competitiveness determining that provides the development of the program of quality increasing based on comparative analysis. So benchmarking is an effective tool for the situation when the enterprise should revise its activity effectiveness and should set new priorities. Efficiency indexes comparison is allowed to find vulnerable and rational aspects of the enterprise activity compared to its competitors and world leaders. Benchmarking analysis gives enterprise a possibility to increase its profitability and facilitates useful competition creating. Ukrainian enterprises have to implement benchmarking to strengthen their competitive position both at domestic and foreign markets. The essence of benchmarking, its evolution stages and its varieties are considered in this article. Phases of benchmarking implementation are defined. RU: Поиск путей и резервов повышения доходности и конкурентоспособности деятельности предприятий является важным условием их эффективного функционирования в рыночных условиях. В современной практике менеджмента и маркетинга бенчмаркинг является одним из главных подходов к формированию конкурентоспособности предприятий, а также предусматривает разработку программы улучшения качества на основе сравнительного анализа. Таким образом, бенчмаркинг является полезным инструментом, особенно в ситуации, когда необходимо пересмотреть внутреннюю эффективность деятельности предприятия и определить новые приоритеты деятельности. Сопоставление показателей эффективности позволяет понять уязвимые и рациональные стороны деятельности предприятия по сравнению с конкурентами и мировыми лидерами. Бенчмаркинговый анализ может привести к росту доходности предприятия с высокой экономичностью и создание полезной конкуренции. Для укрепления своей конкурентной позиции, как на отечественном, так и на внешнем рынке, украинским предприятиям целесообразно внедрять в свою деятельность бенчмаркинг. В статье рассмотрена сущность, этапы развития и проведения, а также определены основные виды бенчмаркинга.ukbenchmarkingbenchmarking typesstages of benchmarkinstrategic planningбенчмаркінгвиди бенчмаркінгуетапність бенчмаркінгустратегічне плануваннябенчмаркингвиды бенчмаркингаэтапность бенчмаркингастратегическое планированиеБенчмаркінг – альтернативний метод стратегічного плануванняBenchmarking as an alternative method of strategic planningБенчмаркетинг – альтернативный метод стратегического планированияArticle