Педагогічні науки
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Педагогічні науки by Author "Ivakhnenko, Anna Arkadevna"
Now showing 1 - 1 of 1
Results Per Page
Sort Options
Item Розвиток психомоторної функції глухих дітей молодшого шкільного віку засобами рухливих ігор(Державний заклад «Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського», 2012) Івахненко, Анна Аркадіївна; Ivakhnenko, Anna Arkadevna; Ивахненко, Анна АркадьевнаUK: Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.03 – корекційна педагогіка. Державний заклад «Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського», Одеса, 2012. Дисертація присвячена дослідженню проблеми розвитку психомоторної функції глухих дітей 7-10 років засобами рухливих ігор. Уперше розроблено і науково обґрунтовано експериментальну методику розвитку психомоторної функції глухих дітей молодшого шкільного віку, в основу якої покладено рухливі ігри та естафети, що спрямовані на корекцію та розвиток відповідної функції, яка враховує вікові та психофізичні особливості розвитку цієї нозологічної групи дітей і передбачає три етапи у навчанні (пропедевтика, корекція і розвиток, вдосконалювання). Проаналізовано науково- методичні підходи щодо розвитку психомоторної функції глухих дітей молодшого шкільного віку. Визначено показники розвитку психомоторної функції й емоційного благополуччя глухих дітей 7-10 років та порівняно з їх однолітками зі збереженим слухом. Схарактеризовано особливості прояву різних компонентів психомоторної функції глухих дітей молодшого шкільного віку. Розроблено організаційно-методичні основи розвитку психомоторної функції глухих дітей 7-10 років засобами рухливих ігор у процесі фізичного виховання. Експериментально доведено ефективність корекційної методики у розвитку психомоторної функції та підвищенні емоційного благополуччя глухих дітей молодшого шкільного віку. Уточнено зміст поняття «психомоторика», визначено сутність поняття «розвиток психомоторної функції глухих дітей». Подальшого розвитку набула теорія і методика корекційно-педагогічної роботи з розвитку психомоторної функції глухих дітей молодшого шкільного віку засобами фізичного виховання. EN: Thesis for a Candidate Degree in Pedagogical Studies. Speciality 13.00.03 – Сorrection Pedagogics. – State establishment “South-Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushinskiy”, Odessa, 2012. The thesis deals with the issue of developing psychomotor function of junior pupils with poor hearing by means of active games. The experimental correction methodology of developing psychomotor function of junior pupils with poor hearing by means of active games which embraces three consecutive stages (propaedeutic, correction-developing, final) has been theoretically substantiated and practically elaborated. The methodological recommendations for its realization have been developed. The scientific methodological approaches to developing psychomotor function of junior pupils with poor hearing have been analysed. The indicators of developing psychomotor function and emotional well-being of the deaf children aged 7-10 have been defined and compared with the indicators of the same-age children but without hearing problems. The peculiarities of display of different components of psychomotor function of junior pupils with poor hearing have been characterized. The content of the correction methodology of developing psychomotor function of the deaf children aged 7-10 by means of active games in the process of physical training has been elaborated. The effectiveness of the correction- developing influence of the active games on the psychomotor function of junior pupils with poor hearing has been verified and confirmed in the course of experimental teaching. The content of the notions “psychomotorics”, “developing psychomotor function of the deaf children” has been specified. The theory and methodology of correction-pedagogical work on developing psychomotor function of the deaf children by means of physical training have been further elaborated. Key words: junior pupils with poor hearing, psychomotorics, developing psychomotor function, active games, correction methodology. RU: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика. Государственное учреждение «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинського», Одесса, 2012. Диссертация посвящена исследованию проблемы развития психомоторной функции глухих детей 7-10 лет средствами подвижных игр. В первом разделе «Теория и практика развития психомоторной функции глухих детей младшего школьного возраста» представлены результаты теоретического анализа специальной научной и научно-методической литературы, современных научно-методических подходов относительно развития психомоторной функции глухих детей младшего школьного возраста в теории и практике коррекционной работы, которые позволили определить приоритетные направления и средства коррекционно-развивающей работы, а также выявить особенности развития психомоторной функции глухих детей. Установлено, что средства физического воспитания, в частности подвижные игры, являются важной составной частью системы коррекционно-педагогической работы с глухими детьми, так как кроме оздоровительного и коррекционного влияния, являются мощным стимулятором развития моторной и психической сферы этой категории детей. Разработанные с учетом психофизических особенностей глухих детей 7-10 лет подвижные игры и эстафеты позволяют успешно использовать механизмы компенсации в процессе физического воспитания, направленного на коррекцию отклонений и полноценное развитие психомоторной функции, а также на социальное развитие глухих детей младшего школьного возраста. Во втором разделе «Сравнительная характеристика развития психомоторной функции глухих детей 7-10 лет и их ровесников с сохраненным слухом» был определен состав двух контрольных и одной экспериментальной групп детей, описаны методы диагностики психомоторной функции и эмоционального благополучия глухих и слышащих детей младшего школьного возраста, представлены результаты диагностики психомоторной сферы и уровня эмоционального благополучия глухих детей 7-10 лет и их ровесников с сохраненным слухом, выявлены специфические особенности проявления психомоторной функции глухих детей младшего школьного возраста. В третьем разделе «Методика развития психомоторной функции глухих детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр в процессе физического воспитания и результаты экспериментальной проверки ее эффективности» – охарактеризованы особенности игровой деятельности глухих детей 7-10 лет во время проведения подвижных игр в процессе физического воспитания, описана методика развития психомоторной функции глухих детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр, предусматривающая три этапа обучения (пропедевтический, коррекционно-развивающий, совершенствующий), разработан комплекс подвижных игр, эстафет и игровых заданий, которые адаптированы к психофизическим особенностям глухих детей младшего школьного возраста и направлены на коррекцию и развитие психомоторной функции данной категории детей, приведены результаты заключительного этапа педагогического эксперимента и их анализ.