Юридичні науки

Permanent URI for this collection

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 2 of 2
  • Item
    Конституційно-правові проблеми установчої влади в Україні
    (Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України, 2013) Максакова, Руслана Миколаївна; Максакова, Руслана Николаевна; Maksakova, Ruslana M.
    UK: У дисертації досліджуються конституційно-правові проблеми установчої влади в Україні. Охарактеризовано розвиток та виявлено проблемні питання теорії установчої влади. Сформульовано теоретико-методологічні основи визначення поняття установчої влади через вироблення авторської методології пізнання феномена суспільної влади та формування теорії установчої влади. Визначено поняття та виявлено специфічні ознаки установчої влади. Виокремлено види реалізації установчої влади. Запропоновано класифікацію форм реалізації установчої влади, зокрема їх поділ на групи за суб’єктом установчої влади та за правовою врегульованістю. Виявлено проблеми реалізації установчої влади через форми безпосередньої демократії в Україні та запропоновано способи їх вирішення. Розкрито зміст інституту виборів i референдумів у системі здійснення установчої влади. Охарактеризовано порядок реалізації установчої влади в діяльності органів публічної влади в Україні; зазначений аспект запропоновано розглядати через реалізацію установчих повноважень Верховної Ради України, Президента України та органів місцевого самоврядування. Охарактеризовано порядок реалізації установчої влади в сучасному конституційному процесі. EN: The thesis investigates the constitutional and legal issues of constituent power in Ukraine. The development of the theory of constituent power is characterized, the modern interpretation of the concept «constituent power» is analyzed and the theoretical problems of constituent power are identified. The theoretical and methodological foundations of the definition of constituent power through elaborating author’s methodology of knowledge of the phenomenon of public authorities and the formation of the theory of constituent power have been formulated. The notion and specific features of constituent power have been revealed as well as the types of constituent power. The classification of forms of constituent power, including its division into groups on the subject of constituent power and legal regulation have been given. The problems of constituent power realization through forms of direct democracy in Ukraine have been revealed and ways to improve them have been suggested. The meaning of the institute elections and referendums in the exercise of constituent power have been revealed the order of the constituent power of the public authorities in Ukraine indicated dimension proposed viewed through the realization of the statutory authority of the Verkhovna Rada of Ukraine, President of Ukraine, bodies of local self-government. The order of constituent power in modern constitutional process has been characterized. RU: В диссертации исследуются конституционно-правовые проблемы учредительной власти в Украине. Охарактеризован процесс развития теории учредительной власти, проанализировано современное толкование понятия «учредительная власть» и выявлены проблемные вопросы теории учредительной власти. Сформулированы теоретико-методологические основы определения понятия учредительной власти через разработку авторской методологии познания феномена общественной власти и познания процесса формирования теории учредительной власти. В частности определено, что формулировка научного понятия учредительной власти должна отражать объективную истину и двигаться от исходного представления о феномене учредительной власти через постижение ее сущности к выявлению этой сущности в конкретно-исторических условиях современной Украины. Сформулировано понятие и выявлены специфические признаки учредительной власти к которым автор относит:1) наличие специфического субъекта, а именно политически доминирующего субъекта на территории государства или ее части, 2) социальный статус этого субъекта как суверена в отношении населения определенной территории, 3) интерес этого субъекта изменить фактическую и юридическую конституцию и установить другой общественный порядок,4) обязательная легитимация решений субъекта учредительной власти, 5) принятие или изменение юридических актов, которые являются основой (организационными и конституционно-правовыми предпосылками) для функционирования публичной власти на соответствующей территории. Определены субъекты учредительной власти. Отмечено, что как правило, перечень субъектов учредительной власти можно выявить на основе анализа Основного Закона того или иного государства. При этом обращено внимание, что в случае реализации учредительной власти не на правовой основе субъектами ееосуществления могут оказаться как существующие органы или структуры государственной власти (армия и т. д.), отдельные должностные лица государства, так и временное правительство, революционный комитет, отдельные партии, движения, вооруженные группы повстанцев, а также другие государства. В результате анализа текста Конституции Украины установлено, что в Украине субъектами учредительной власти является народ, территориальные громады, органы государственной власти и местного самоуправления. Определяющим критерием для разделения учредительной власти на ее отдельные виды предложено считать способ осуществления учредительной власти. По названному критерию выделяются революционная, реформационная и функциональная учредительная власть. Отмечено, что каждый из видов реализации учредительной власти отличается от других спецификой субъекта, способами и формами, в которых осуществляется власть, а также по форме и характеру актов этой власти. Предлагается классификация форм реализации учредительной власти, в частности, их разделение на группы по таким критериям как: 1) субъект учредительной власти и 2) правовая урегулированность учредительной власти. Охарактеризован процесс конституирования учредительной власти в Украине 1917–1990 гг. и 1990–1996 гг. Выявлены особенности конституирования учредительной власти в Конституции Украины. Обозначены проблемы реализации учредительной власти через формы непосредственной демократии в Украине и предложены способы их решения. Отмечены отличительные особенности тех форм непосредственной демократии, которые являются формами реализации учредительной власти. Раскрыто содержание института выборов и референдумов в системе осуществления учредительной власти. Охарактеризован порядок реализации учредительной власти в деятельности органов публичной власти в Украине; указанный аспект реализации учредительной власти предложено рассматривать через реализацию учредительных полномочий Верховной Рады Украины, Президента Украины и органов местного самоуправления. Охарактеризован порядок реализации учредительной власти в современном конституционном процессе. Отмечено, что особенностью нового этапа конституционного процесса в Украине является то, что в пределах функциональной компетенции Президента (при помощи Конституционной Ассамблеи) планируется осуществить конституирование учредительной власти в новом её качестве.
  • Item
    Трудовий договір з науково-педагогічними працівниками
    (Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України, 2010) Смолярова, Марина Леонідівна; Смолярова, Марина Леонидовна; Smoliarova, Maryna L.
    UK: На підставі проведеного аналізу загального законодавства про працю України та спеціального законодавства про освіту, виявлені теоретичні і практичні проблеми пов’язані із застосуванням трудового законодавства, що регулює укладення, зміну та припинення трудового договору з науково-педагогічними працівниками, а саме: при виникненні трудових правовідносин з науково-педагогічними працівниками,при визначенні сторін трудового договору, при встановленні умов трудового договору з науково-педагогічними-працівниками, при укладенні окремих видів трудових договорів з науково-педагогічними працівниками (сумісництво, погодинна система найму науково-педагогічних працівників, контракт), при зміні умов трудового договору з науково-педагогічними працівниками, при проведенні атестації для науково-педагогічних працівників та при розірванні трудового договору за ініціативою науково-педагогічного працівника та за ініціативою власника або уповноваженого ним органу. В дисертаційній роботі розкрито особливості правового становища науково-педагогічних працівників, яке відрізняє їх від інших категорій працівників. Виявлено критерії диференційованого підходу до регулювання трудових відносин науково-педагогічних працівників. Сформульовано пропозиції щодо вдосконалення правового регулювання праці науково-педагогічних працівників, внесення змін та доповнень до окремих статей КЗпП України, Законів України „Про освіту”, „Про вищу освіту”, „Положення про обрання та прийняття на роботу науково-педагогічних працівників вищих навчальних закладів третього і четвертого рівнів акредитації” тощо. EN: Based on the theoretical conclusions and analysis of Ukrainian general labour law and special legislation on education, which regulate making, modification and breaking of the labour contract with scientifically-pedagogical personnel, theoretical and practical problems of labour law administration were identified. These problems are connected with the accrual of employment relations with scientifically-pedagogical personnel, with definition of the parties of the labour contract with scientifically-pedagogical personnel, with determination of terms of the labour contract with scientifically-pedagogical personnel, with celebration of separate kinds oflabour contract with scientifically-pedagogical personnel (holding more than one job, per hour employment system, contract), with alteration of labour contract with scientifically-pedagogical personnel, with certification of scientifically-pedagogical personnel, with cancellation of a labour contract with scientifically-pedagogical personnel on scientifically-pedagogical worker’s and proprietor’s or his authorized body’s initiative. In the dissertation much attention is paid to characteristics of scientifically-pedagogical personnel’s legal status, which differentiate them from other categories of workers. The criteria of the differentiated approach to the regulation of employment relations of scientifically-pedagogical personnel were defined as well. There are developed and introduced proposals regarding the improvement of scientifically-pedagogical personnel’s labour legal control. Conclusions have been drawn and proposals have been made on the introduction of changes and amendments to the separate assets of the current legislative acts such as The Labour Code of Ukraine, The Law of Ukraine On Education, The Law of Ukraine On Higher Education, Regulations on choice and employment of scientifically-pedagogical personnel in institutions of higher education of third and fourth accreditation levels, etc. RU: В первом разделе работы проведен анализ общего законодательства о труде и специального законодательства о высшем образовании, исследуются проблемные вопросы, связанные с заключением трудового договора с научно-педагогическими работниками. Рассматриваются особенности возникновения трудовых правоотношений с научно-педагогическими работниками. Уделяется внимание правовым проблемам определения сторон и установления условий в зависимости от вида трудового договора, который заключается с научно-педагогическими работниками (совместительство, почасовая система найма научно-педагогических работников, контракт). А также рассматриваются основания возникновения трудовых отношений и требования, предъявляемые к научно-педагогическим работникам при приеме на работу. Во втором разделе диссертационной работы исследуются установленные законодательством основания, порядок и правовые последствия изменения условий трудового договора с научно-педагогическими работниками. Аргументируются необходимость учета специфики научно-педагогической деятельности при изменении условий трудового договора с научно-педагогическими работниками, а также при проведении аттестации для научно-педагогических работников. Третий раздел посвящен прекращению трудового договора, рассматриваются отдельные особенности увольнения научно-педагогических работников на общих основаниях прекращения трудовых правоотношений, особое внимание уделяется исследованию порядка расторжения трудового договора по инициативе одной из сторон. В диссертационной работе раскрыты особенности правового положения научно-педагогических работников, которое отличает их от иных категорий работников. Определены критерии дифференцированного подхода к регулированию трудовых отношений научно-педагогических работников. Сформулировано предложения относительно усовершенствования правового регулирования труда научно-педагогических работников, внесения изменений и дополнений к отдельным статьям КЗоТ Украины, Законов Украины „Об образовании”, „О высшем образовании”, „Положение о подборе и принятии на работу научно-педагогических работников высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации” и т.д.