Наукові статті кафедри ЕП та АПУ
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Наукові статті кафедри ЕП та АПУ by Author "Meleshko, Iryna A."
Now showing 1 - 9 of 9
Results Per Page
Sort Options
Item Experimental research and computer modeling of the obstruction occurrence in the pneumatic conveying systems peculiarities(Одеський національний політехнічний університет, 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Мелешко, Ірина Анатоліївна; Nazarova, Olena S.; Meleshko, Iryna A.; Назарова, Елена Сергеевна; Мелешко, Ирина АнатольевнаUK: При проектуванні нових і модернізації існуючих пневмотранспортних систем необхідно враховувати зміни електромеханічних параметрів роботи обладнання при пуску або інших перехідних режимах, найбільш небезпечних з точки зору виникнення завалу пневмотраси. З огляду на високу вартість електроенергії і великі обсяги виробництва при транспортуванні сипких матеріалів, актуальним завданням є зниження питомої витрати стисненого повітря при транспортуванні, врахування при розробці систем автоматичного керування основних факторів, а саме, втрату тиску на виході пневмотраси, що впливають на виникнення завалів пневмотранспортних систем. Метою роботи є проведення експериментальних досліджень і комп'ютерного моделювання особливостей виникнення завалу пневмотранспортних систем при транспортуванні сипучих матеріалів, пов'язаних з втратою тиску на виході пневмотранспортних систем. Поставлена мета досягається за рахунок проведення експериментів, на підставі яких отримано аналітичний вираз для визначення швидкості руху суміші, що забезпечує мінімально допустимий за технологічним процесом тиск на виході пневмотраси. Встановлено аналітичну залежність виникнення можливої точки закупорки від падіння тиску на виході пневмотраси, що визначає мінімальний крок впливу на транспортований двофазний потік з метою перешкоджання виникненню завалів, а також при необхідності вказує на місце виникнення завалу. Встановлено, що при збільшенні різниці тиску на вході і виході трубопроводу точка можливої закупорки зміщується в бік камерного живильника. Стабілізація вологості стисненого повітря, що подається в пневмомагистраль, за рахунок використання більш чутливого і швидкодіючого вимірювального обладнання та засобів автоматизованого керування знизить можливість виникнення завалу, забезпечить економію електроенергії, а отже, підвищить ефективність пневмотранспортной системи. Розроблено математичну і комп'ютерну моделі електроприводу пневмотранспортной системи, отримано графіки електромеханічних процесів, що підтверджують її адекватність з точністю десять-дванадцять відсотків. Використання названих моделей дозволить заощадити час і кошти на проведення попередніх експериментів при розробці нових і модернізації існуючих пневмотранспортних систем. RU: При проектировании новых и модернизации существующих пневмотранспортных систем необходимо учитывать изменения электромеханических параметров работы оборудования при пуске или других переходных режимах, наиболее опасных с точки зрения возникновения завала пневмотрассы. Учитывая высокую стоимость электроэнергии и большие объемы производства при транспортировке сыпучих материалов, актуальной задачей является снижение удельного расхода сжатого воздуха при транспортировке, учет при разработке систем автоматического управления основных факторов, а именно, потерю давления на выходе пневмотрассы, влияющих на возникновения завалов пневмотранспортных систем. Целью работы является проведение экспериментальных исследований и компьютерного моделирования особенностей возникновения завала в пневмотранспортных системах при транспортировке сыпучих материалов, связанных с потерей давления на выходе пневмотранспортной системы. Поставленная цель достигается за счет проведения экспериментов, на основании которых получено аналитическое выражение для определения скорости движения смеси, обеспечивающей минимально допустимое по технологическому процессу давление на выходе пневмотрассы. Получена аналитическая зависимость возникновения возможной точки закупорки от падения давления на выходе пневмотрассы, определяющая минимальный шаг воздействия на транспортируемый двухфазный поток с целью препятствия возникновению завалов, а также при необходимости указывающая на место возникновения завала. Установлено, что при увеличении разности давления на входе и выходе трубопровода точка возможной закупорки смещается в сторону камерного питателя. Стабилизация влажности сжатого воздуха, подаваемого в пневмомагистраль, за счет использования более чувствительного и быстродействующего измерительного оборудования, и средств автоматизированного управления снизит возможность возникновения завала, обеспечит экономию электроэнергии, а следовательно, повысит эффективность пневмотранспортной системы. Разработаны математическая и компьютерная модели электропривода пневмотранспортной системы, получены графики электромеханических процессов, подтверждающие её адекватность с точностью десять-двенадцать процентов. Использование названых моделей позволит сэкономить время и средства на проведение предварительных экспериментов при разработке новых и модернизации существующих пневмотранспортных систем. EN: At designing new and modernizing existing pneumatic transport systems it is necessary to take into account changes in the electromechanical parameters of the equipment during start-up or other transient conditions that are most dangerous from the point of view of the occurrence of a blockage in the pneumatic system. Given the high cost of electricity and large volumes of production during the transportation of bulk materials, the urgent task is to reduce the specific consumption of compressed air during transportation, taking into account the development of automatic control systems for the main factors, namely, pressure loss at the outlet of the pneumatic system, affecting the occurrence of blockages of pneumatic conveying systems. The aim of the work is to conduct experimental studies and computer modeling of the features of blockage in pneumatic conveying systems during transportation of bulk materials associated with pressure loss at the outlet of the pneumatic transport systems. This goal is achieved by conducting experiments, on the basis of which an analytical expression is obtained to determine the speed of the mixture, which provides the minimum admissible pressure at the outlet of the air bag by the technological process. An analytical dependence of the occurrence of a possible clogging point on the pressure drop at the outlet of the air duct is obtained, which determines the minimum step of the impact on the transported two-phase flow in order to prevent the occurrence of blockages, and also, if necessary, indicates the place of occurrence of the blockage. It was established that with increasing pressure difference at the inlet and outlet of the pipeline, the point of possible blockage shifts towards the chamber feeder. Stabilization of the humidity of the compressed air supplied to the pneumatic line through the use of more sensitive and faster measuring equipment and automated control means will reduce the possibility of blockage, save energy, and therefore increase the efficiency of the pneumatic conveying system. Mathematical and computer models of the electric drive of the pneumatic transport system have been developed; graphs of electromechanical processes have been obtained, confirming its adequacy with an accuracy of ten-twelve percent for steady regime. Using these models will save time and money on conducting preliminary experiments in the development of new and modernization of existing pneumatic transport systems.Item Автоматизація технологічних процесів в пневмотранспортних системах(Національний університет «Запорізька політехніка», 2022) Назарова, Олена Сергіївна; Мелешко, Ірина Анатоліївна; Бондаренко, Валерій Іванович; Nazarova, Olena S.; Meleshko, Iryna A.; Bondsrenko, Valerii I.; Назарова, Елена Сергеевна; Мелешко, Ирина Анатольевна; Бондаренко, Валерий ИвановичUK: Публікація присвячена дослідженню та впровадженню автоматизації технологічних процесів у пневмотранспортних системах за допомогою нових інженерних рішень та сучасних технологій. EN: The publication is devoted to research and implementation of automation of technological processes in pneumatic transport systems with the help of new engineering solutions and modern technologies. RU: Публикация посвящена исследованию и внедрению автоматизации технологических процессов в пневмотранспортных системах с помощью новых инженерных решений и современных технологий.Item Дослідження явища транспортного запізнювання у пневмотранспортній системі сипких матеріалів(Кременчуцький національний університет імені Михайла Остроградського, 2018) Назарова, Олена Сергіївна; Бондаренко, Валерій Іванович; Мелешко, Ірина Анатоліївна; Nazarova, Olena S.; Bondarenko, Valerii I.; Meleshko, Iryna A.; Назарова, Елена Сергеевна; Бондаренко, Валерий Иванович; Мелешко, Ирина АнатольевнаUK: У пневмотранспортних системах (ПТС) на час транспортного запізнювання впливає досить велика кількість електромеханічних параметрів. Тому з метою вивчення цього явища проведено пасивний експеримент на виробничому обладнанні. На ділянці пневмотраси від камерного живильника до прийомного бункера встановлено два манометра, за допомогою яких проведено вимірювання тиску на вході і виході цієї ділянки. Визначено величину падіння тиску і час реакції системи на ці зміни. Розраховано швидкість суміші повітря з глиноземом, яка забезпечить мінімальний робочий тиск у системі, необхідний для уникнення завалів. Отримані дані можна використовувати при розробці системи автоматичного керування ПТС для мінімізації впливу транспортного запізнювання на перехідні процеси ПТС, підвищення енергоефективності системи і зменшення матеріальних витрат, пов’язаних із усуненням завалів. EN: In pneumatic conveying systems (PTS), a sufficiently large number of electromechanical parameters influence the time of transport delay. Therefore, in order to study this phenomenon, a passive experiment was carried out on production equipment. Two pressure gauges were installed on the section of the pneumatic line from the chamber feeder to the receiving hopper, by which the pressure at the inlet and outlet of this section was measured. The magnitude of the pressure drop and the response time of the system to these changes are determined. The velocity of the mixture of air with alumina is calculated, which will provide the minimum operating pressure in the system necessary to avoid blockages. The data obtained can be used to develop an automatic PTS control system to minimize the impact of transport delays on PTS transients, improve system energy efficiency, and reduce material costs associated with eliminating blockages. RU: В пневмотранспортных системах (ПТС) на время транспортного запаздывания влияет достаточно большое количество электромеханических параметров. Поэтому в целях изучения этого явления проведено пассивный эксперимент на прои-бничому оборудовании. На участке пневмотрасы от камерного питателя к приемного бункера установлены два манометра, с помощью которых проведены измерения давления на входе и выходе этого участка. Определены ве-личину падения давления и время реакции системы на эти изменения. Рассчитано скорость смеси воздуха с глиноземом, которая обеспечит минимальный рабочее давление в системе, необходимое для избежания завалов. Полученные данные можно ис-пользовать при разработке системы автоматического управления ПТС для минимизации влияния транспортного запиз-нювання на переходные процессы ПТС, повышение энергоэффективности системы и уменьшения материальных затрат, связанных с устранением завалов.Item Застосування FUZZY-регуляторів у пневмотранспортних системах(Національний університет «Запорізька політехніка», 2021) Мелешко, Ірина Анатоліївна; Назарова, Олена Сергіївна; Бондаренко, Валерій Іванович; Meleshko, Iryna A.; Nazarova, Olena S.; Bondarenko, Valerii I.; Мелешко, Ирина Анатольевна; Назарова, Елена Сергеевна; Бондаренко, Валерий ИвановичUK: Використання Fuzzy-регуляторів у системах автоматичного керування пневмотранспортними системами для підлаштування коефіцієнтів ПІД-контролера є перспективним напрямом підвищення якості керування, що сприяє ефективності роботи системи у цілому. EN: The use of Fuzzy-regulators in the systems of automatic control of pneumatic transport systems to adjust the coefficients of the PID-controller is a promising area of improving the quality of control, which contributes to the efficiency of the system as a whole. RU: Использование Fuzzy-регуляторов в системах автоматического управления пневмотранспортными системами для подстройки коэффициентов ПИД-контроллера является перспективным направлением повышения качества управления, способствует эффективности работы системы в целом.Item Моделювання особливостей виникнення завалів пневмотранспортних систем(РАН Журнал "Энергия", 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Мелешко, Ірина Анатоліївна; Nazarova, Olena S.; Meleshko, Iryna A.; Назарова, Елена Сергеевна; Мелешко, Ирина АнатольевнаUK: З огляду на витрати електроенергії і обсяги виробництва при пневмотранспортуванні сипких матеріалів, актуальним є зниження витрати стисненого повітря, облік при розробці систем автоматичного управління втрати тиску, що впливає на виникнення завалів, на виході пневмотрасси. Розроблено моделі електроприводу пневмотранспортної системи, отримані графіки електромеханічних процесів, що підтверджують її адекватність. Використання названих моделей дозволить заощадити час і кошти на проведення попередніх експериментів при розробці нових і модернізації існуючих пневмотранспортних систем. EN: Considering the cost of electricity and production volumes during pneumatic transportation of bulk materials, it is relevant to reduce the consumption of compressed air, to take into account when developing automatic control systems, the pressure loss affecting the occurrence of blockages at the outlet of the pneumatic line. Models of an electric drive of a pneumatic transport system have been developed, graphs of electromechanical processes have been obtained, confirming its adequacy. The use of these models will save time and money for preliminary experiments in the development of new and modernization of existing pneumatic transport systems. RU: Учитывая затраты электроэнергии и объемы производства при пневмотранспортировке сыпучих материалов, актуальным является снижение расхода сжатого воздуха, учет при разработке систем автоматического управления потери давления, влияющей на возникновения завалов, на выходе пневмотрассы. Разработаны модели электропривода пневмотранспортной системы, получены графики электромеханических процессов, подтверждающие её адекватность. Использование названых моделей позволит сэкономить время и средства на проведение предварительных экспериментов при разработке новых и модернизации существующих пневмотранспортных систем.Item Огляд систем автоматичного керування технологічними об’єктами з транспортним запізнюванням(НУ «Запорізька політехніка», 2020) Назарова, Олена Сергіївна; Мелешко, Ірина Анатоліївна; Nazarova, Olena S.; Meleshko, Iryna A.; Назарова, Елена Сергеевна; Мелешко, Ирина АнатольевнаUK: При побудові систем автоматичного керування для процесів, яким властиве транспортне запізнювання, необхідно враховувати, що запізнювання стає одним з головних факторів, який визначає структуру системи керування, так як істотно впливає на стійкість і якість перехідних процесів у замкненій системі. EN: When building automatic control systems for processes characterized by transport delays, it should be borne in mind that delays become one of the main factors determining the structure of the control system, as it significantly affects the stability and quality of transients in a closed system. RU: При построении систем автоматического управления для процессов, которым свойственно транспортное запаздывание, необходимо учитывать, что запаздывание становится одним из главных факторов, который определяет структуру системы управления, так как существенно влияет на устойчивость и качество переходных процессов в замкнутой системе.Item Особливості вимірювання вологості сипких матеріалів у пневмотранспортних системах(Івано-Франківський національний технічний університет нафти і газу, 2019) Назарова, Олена Сергіївна; Бондаренко, Валерій Іванович; Мелешко, Ірина Анатоліївна; Nazarova, Olena S.; Bondarenko, Valerii I.; Meleshko, Iryna A.; Назарова, Елена Сергеевна; Бондаренко, Валерий Иванович; Мелешко, Ирина АнатольевнаUK: Стаття присвячена питанням вивчення особливостей та доцільності вимірювання вологості стисненого повітря при транспортуванні сипких матеріалів для запобігання виникненню завалів в пневмотранспортних системах. EN: The article is devoted to the problems of studying the features and expediency of measuring the humidity of compressed air in the transport of bulk materials to prevent the occurrence of blockages in pneumatic transport systems. RU: Статья посвящена вопросам изучения особенностей и целесообразности измерения влажности сжатого воздуха при транспортировке сыпучих материалов для предотвращения возникновения завалов в пневмотранспортных системах.Item Розрахунок потужності і моделювання режимів роботи турбокомпресора з урахуванням його ККД(Івано-Франківськ : Видавець Кушнір, 2021) Мелешко, Ірина Анатоліївна; Назарова, Олена Сергіївна; Meleshko, Iryna A.; Nazarova, Olena S.; Мелешко, Ирина Анатольевна; Назарова, Елена СергеевнаUK: Стаття присвячена моделюванню діапазону режимів роботи турбокомпресора для всіх режимів роботи за допомогою якого визначили найбільш ефективний режим роботи з урахуванням його ККД. EN: The article is devoted to modeling the range of operating modes of a turbocharger for all operating modes, with the help of which the most efficient operating mode was determined, taking into account its efficiency. RU: Статья посвящена моделированию диапазонов режимов работы турбокомпрессора для всех режимов работы с помощью которого определили наиболее эффективный режим работы с учётом его КПДItem Інноваційні форми роботи зі здобувачами вищої освіти для розширення практичних компетентностей у галузях електричної інженерії та автоматизації(Луцький національний технічний університет, 2022) Назарова, Олена Сергіївна; Осадчий, Володимир Володимирович; Шульженко, Сергій Сергійович; Олєйніков, Микола Олександрович; Брилистий, Віктор Вікторович; Мелешко, Ірина Анатоліївна; Рудім, Богдан Валерійович; Nazarova, Olena S.; Osadchyy, Volodymyr V.; Shulzhenko, Sergii S.; Olieinikov, Mykola O.; Brylystyi, Viktor V.; Meleshko, Iryna A.; Rudim, Bohdan V.UK: В даній роботі розглядається задача пошуку інноваційних форм роботи зі здобувачами вищої освіти для розширення практичних компетентностей у галузях електричної інженерії та автоматизації. EN: This paper examines the task of finding innovative forms of work with higher education graduates to expand practical competencies in the fields of electrical engineering and automation.